Дизайнерам – как согласовать так, чтобы потом не было переделок.
Добрый день, уважаемые посетители! Сегодня я хотел бы затронуть тему разработки дизайна сайта, а точнее то, как наиболее правильно согласовать с клиентом сам дизайн.
9 из 10 дизайнеров страдают из-за того, что им приходится изменять дизайны уже нарисованных сайтов, так как клиентам что-то там не нравится. Кнопочку левее, шрифт побольше, красненького добавьте… И это лишь начало списка.
Самые интересные поправки обычно звучат так: «Это не наш стиль», или «Нужен другой логотип, этот не серьезный»…
Т.е. поправки, которые одним словом можно назвать: «Что-то нужно поменять, но я точно не знаю что».
В таких случаях дизайнерам приходиться по 10 раз менять дизайн, чтобы постараться «угодить» клиенту.
Что же сделать для того, чтобы этого избежать?
1. На этапе обсуждения дизайна требовать от клиента четкого ТЗ со всеми его пожеланиями к самому дизайну.
Т.е. попросить его как можно более четко НАПИСАТЬ то, что ему нужно, в каких цветах все это должно быть выполнено, привести примеры 5 хороших дизайнов сайтов из его отрасли и 5 плохих, чтобы хотя бы примерно иметь представление о том, что ему вообще нужно и что ему нравится.
Из этих примеров можно понять, есть ли у человека вкус, или же он напрочь отсутствует. Это нужно для того, чтобы лучше понять, как дальше с ним работать.
В примерах хороших сайтов попросить его описать элементы каждого сайта, которые ему очень нравятся. В примерах плохих – то, почему ему не нравится тот или иной сайт.
Если клиент не желает подробно описывать все это – вы говорите ему, о том, что неописанная в ТЗ часть сайта делается на усмотрение дизайнера и потом не обсуждается и не дорабатывается.
Это, как правило, заставляет клиента передумать и все-таки описать свои пожелания
2. Чтобы оградить себя от кидал, лучше договариваться на 100% предоплату. В крайнем случае – 50%. Без предоплаты не начинайте ничего делать, есть множество примеров, когда вы её так и не получите.
Порою, это бывает сложно, но нормальные клиенты все понимают и принимают ваши условия. Вы же, в свою очередь, четко описываете свои сроки, в которые будет сдана та или иная часть дизайна.
Сроки эти нарушать не рекомендуется. Клиенты любят, когда все делается вовремя. Работайте по принципу: «Пацан сказал – пацан сделал.» Такой подход к работе гарантирует вам уважение со стороны заказчика, что в свою очередь приведет к долгому и плодотворному сотрудничеству.
Почему? Потому что 90% фрилансеров срывают сроки. Не будьте этим стадом. Если не уверены в том, что сможете сдать работу в оговоренный срок – в самом начале накиньте пару дней, чтобы было не в притык. И старайтесь сдать работу раньше дедлайна.
3. Работайте не по факту, а по времени. Берите оплату за часы, как программисты.
Почти все дизайнеры привыкли брать оплату за результат.
В этом походе есть огромный минус – придется по 10 раз переделывать макеты, и по факту – вы потратите в 5 раз больше времени на переделки, чем на само рисование.
Оцените дизайн, его сложность и все фишечки, исходя из первоначального ТЗ, которые написал вам клииент. Посчитайте, сколько времени вам понадобится на его реализацию, умножьте на свой тариф и получится окончательная цена.
Это и будет стоимость разработки дизайна, за которую следует брать 100% предоплату.
Все дополнительные работы и доработки – за дополнительную плату.
К примеру, клиенту не понравился логотип, который был нарисован точно по его ТЗ. И он захотел его переделать, написав вам целый список уточнений и пожеланий.
Вы таким же образом оцениваете приблизительное время реализации и выставляете счет, к примеру – еще 50 у.е. и логотип будет переделан.
Пожеланий к доработкам будет меньше в разы. :)
И запомните одну вещь. Когда вы работаете с заказчиками – это сотрудничество.
Это не наемная работа, это услуга. И нужно уважать свой труд и свое время, как и время заказчика (выполнять в оговоренный срок и точно по ТЗ).
Задумайтесь, если заказчик не уважает ваше время. Может быть это не тот человек, с которым вам следует сотрудничать?
Твит дня: «Проспал 12 часов и не выспался. Хм… Я такой ненасытный в постели.»


А зачем тогда дизайнер нужен, если клиент за него всё должен придумать и чуть ли не нарисовать?
Здесь изначально неверный подход: дизайнер должен предложить наилучшее решение бизнес-задачи заказчика.
Дизайн — это не про художников.
В таком случае, если у клиента нет пожеланий к дизайну, он не может предъявлять и претензий на какие-либо переделки.
Как раз-таки дизайнеров с художниками можно сравнивать.
Когда художнику заказывают нарисовать просто лошадь — он рисует. Рисует такую, какая ему нравится, если до этого не было оговорено, какого она должна быть цвета, какой масти, где должна находиться, в какой позе, что еще должно быть на картине. Поэтому претензии в стиле «Это какая-то неправильная лошадь, нужно её заменить и перекрасить» приниматься не должны. Картина перерисовываться заново не будет.
Так и с дизайном сайтов — все рисуется с учетом золотого сечения, попиксельного выравнивания, расположения элементов и т.д.
Перерисовать шапку на другую — означает переделать пол-сайта, заново все выровнять и выставить, учитывая пропорции, сочетания цветов…
Или Виктор готов бесплатно перерисовывать макет по 10 раз, пока все-таки не угадает, что имел ввиду заказчик?
Основная проблема заказчика в том, что он хочет получить продукт удовлетворяющий только его требованиям. Обычно, в таких случаях я пытаюсь убедить его, что его восприятия несколько отличается от восприятия его потенциального покупателя. Субъективность красоты, так сказать. Мне естественно лучше сделать хороший проект, который не стыдно положить в портфолио (хотя в портфолио у меня не все хорошие проекты…) и который эффективно воздействовал бы на ЦА. Если заказчик такой проект иметь не хочет, мне проще его уволить, нежели тратить драгоценное время на вдалбливание в пустую черепную коробку осла элементарные и понятные вещи.
В любом случае я пытаюсь отговорить заказчика от изменений, если они кажутся мне нелогичными.
Столько текста написал )
Я предлагаю разделять понятия «художник», «дизайнер» и «иллюстратор».
Если кому-то нравится быть иллюстратором и пытаться передать графически то, что заказчик сообщил на словах — его право.
Это оформление и ничего больше.
Дизайн — это проектирование, конструирование, разработка.
Я ведь не спорю. Я дизайнер в традиционном западном понимании, для меня HTML,CSS,JS и PHP не страшные слова. Я делаю сайты под ключ, а не просто вожу в фотошопе кисточкой. Проблема намба ту — ужасная культура ведения бизнеса. О техническом задании и слышать никто не хочет, а прототипизация расценивается как трата времени.
Мораль: Если хочешь сделать качественный проект — заказчика нужно обучить.
С работой «по времени» — не оч соглашусь. Менталитет наших заказчиков, в отличие от западных, тяжело дает работу «на время».
Больше требуют фикспрайс за результат.
Действительно сложно объяснить, как должен выглядеть дизайн (или даже просто рисунок). Каждый видит и представляет по-своему. Тут должно еще совпадать это видение, вкусы и т.п. Что-то судя по некоторому опыту, хоть и небольшому, в роли заказчика, я оказалась такая привередливая… ;)
Как правило заказчики не хотят работать с почасовой оплатой, объясняют это тем, что любую работу можно выполнить либо быстро, либо растянуть по времени. То есть они уверены, что я буду специально растягивать время. Не понимаю как программисты уговаривают своих заказчиков на почасовую оплату.
Так не уговариваешь. Заказчик дает ТЗ — ты смотришь и говоришь: «На разработку подобной штуки мне требуется 25 часов, плюс-минус час. Один час моей работы стоит, к примеру, 10$. Устраивает?» Если заказчика все устраивает — он платит. Если нет — отказывается и идет искать другого программиста.